КОЭФФИЦИЕНТ НАПОЛНЕНИЯ И ИНДИКАТОРНАЯ МОЩНОСТЬ. КОЭФФИЦИЕНТ ИЗБЫТКА ВОЗДУХА
Для поршневого двигателя, как и для турбореактивного, расход воздуха является одним из основных параметров, характеризующих внутренние процессы в двигателе, так как от нею в основном зависят индикаторная мощность, индикаторное давление и коэффициент наполнения. Поэтому при глубоких исследованиях работы двигателя необходимо этот параметр определять особо тщательно.
Существует много способов измерения расхода воздуха. Наиболее простой из них заключается в том, что в некоторой части всасывающей линии устанавливается приемник для замера скорости, присоединенный к какому-нибудь манометрическому прибору, например, к указателю скорости. Около этого же места измеряется температура воздуха при помощи специальной термопары. Зная величину индикаторной скорости, давление и температуру, можно найти значение истинной скорости, а зная давление и температуру, можно найти и значение плотности воздуха. Перемножая эти величины, находим весовой расход воздуха.
Так как поле скоростей в трубопроводе неравномерно, а приемник имеет свои поправки, его предварительно тарируют в земных условиях. С этой целью к входу во всасывающую систему двигателя при помощи специально сделанных переходников присоединяют специальный эталонный насадок, который время от времени проверяют на воздуходувной установке. Запускают двигатель и постепенно увеличивают обороты. Записывают одновременно показания тарируемого приемника и эталонного насадка, температуры и давления в соответствующих местах. Затем для каждого режима вычисляют поправочный коэффициент £ = —~~ для тарируемого приемника, исходя из следующих соображений.
Расход воздуха через всасывающую систему равен
где F — площадь поперечного сечения, р и Т — давление и температура воздуха; р0=760 мм рт. ст.; Г0=288°К; VnP (или УПР. ИСПР ) — показания указателя скорости, присоединенного к тарируемому приемнику, с инструментальной поправкой. Аналогично, для эталонного насадка имеем
5
0,9
о 10 го зо 4о i^p м/сек
приравнивая обе величины, найдем
(18.1)
Зная 5эт, находим £; обычно этот коэффициент слегка изменяется в зависимости от скорости; типичный график такой зависимости показан на фиг. 18. 1.
Знание этого коэффициента позволяет найти расход воздуха и среднюю скорость, если в полете измерены Упр, р и Т в месте установки приемника. Внеся инструментальные поправки, подсчитывают расход воздуха по выведенной выше формуле
G = — V л/~ в R V пр у т п
и среднюю скорость по формуле
(18-8)
Температуру можно измерять любыми способами, но так как для процессов в двигателе и всасывающей системе наиболее интересна температура торможения, непосредственно связанная с теплосодержанием воздуха, лучше всего использовать термометры торможения (см. гл. V, § 5).
Знание расхода воздуха позволяет вычислить весьма важную характеристику двигателя — коэффициент наполнения i)v, если известны температура Т* и давление рк воздуха на входе в двигатель, по известной формуле
120Ов 120 GBRTk 120R GJk ^
г) =——- =————— =————— . (18.4)
’ Т kVhn PkVhn Vh nPk ’
Коэффициент наполнения и расход воздуха тесно связаны с индикаторной мощностью двигателя. В самом деле, по известной формуле Б. С. Стечкина:
Для заданного топлива и заданного двигателя по этой формуле получаем, что мощность пропорциональна GB и—. Если
а
мы знаем величину —, то по величине GB можем подсчитать
и индикаторную мощность. гп
атч («=і)
Существуют специальные индикаторы, позволяющие определять индикаторные диаграммы в полете; однако они не получили распространения из-за большой сложности, малой точности и неудобства эксплоатации.
Если одновременно с измерением расхода воздуха измерялся расход горючего Q, легко получить следующую весьма важную
характеристику работы двигателя — коэффициент избытка воздуха
GB3600
QL0 9
где L0 — количество воздуха, теоретически необходимое для сгорания одного килограмма топлива.
§ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА НАГНЕТАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
Назначение всасывающей и нагнетающей системы — подвести воздух к двигателю таким образом, чтобы по возможности увеличить его мощность. Мощность двигателя определяется по формуле Б. С. Стечкина (18. 5). Но коэффициент наполнения, согласно опытным данным, изменяется пропорционально квадратному корню из температуры Ть на всасывании:
Подставляя это значение в формулу Стечкина и заменяя т*
pk
выражением—— , получим
RTk
уу 30 Ни Yjj Vhnrvо Pk
і=шТ0Т RYT^Vn ~
_ ЗО Ha УкЩупРн Pk 632 L0 a R /~1 kQ I fj pfj
называют термодинамическим коэффициентом; качества нагнетающей системы. Чем больше это^ коэффициент, тем большую мощность может развить двигатель] при заданной степени сжатия. Заметим во избежание недоразу-j мений, что этот коэффициент не обязательно меньше единицы;] у современных установок с комбинированным наддувом он! нередко больше единицы благодаря охлаждению воздуха в процессе сжатия в промежуточном воздухо-воздушном радиаторе,- а также впрыску воды и испарению бензина. У хороших установок коэффициент т]аД достигает значения 1,5 и даже выше.
Для оценки термодинамического коэффициента необходимо знать только величины Тк, Т#, рк и ря;все эти величины легко измеряются и вычисление г}ад не представляет затруднений.